ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ                      НАШИ
ПРОГРАММА                             ДОСТИЖЕНИЯ
МОУ ГИМНАЗИИ №32
Валеологическая программа МОУ гимназии №32
 

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОУ ГИМНАЗИИ  № 32

 

Здоровье населения Калининградского региона катастрофически снижается. Смертность почти в два раза превышает рождаемость, уменьшается продолжительность жизни людей. Дети только в школе теряют до 75-80 % своего здоровья. Поэтому работы теоретического изучения механизмов формирования , развития и сохранения здоровья учащихся и практического их использования являются актуальными.

            Школьная валеология  - новое направление в педагогических науках, своим появлением обязана осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья. Валеологию определяют как интегративную область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления здоровья.

            Школьную валеологию как раздел валеологии отличает существенная особенность: она является пограничной областью знаний на стыке медицины, физиологии, психологии, социологии, педагогики. Главное направление валеологии – педагогическое, так как основные факторы риска имеют поведенческую основу. Поведение связано с мотивацией, которая вырабатывается воспитанием. Необходимо воспитание соответствующих мотивов здоровья.

            Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создание создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

            Мы поставили перед собой задачу создать систему эколого-валеологического воспитания в гимназии № 32. Для внедрения этой науки в учебный процесс и жизнь гимназии была разработана интегрированная программа «Здоровье», а для ее реализации создана эколого-валеологическая служба (с компьютерным банком данных), включающая в себя заместителя директора гимназии – координатора программы «Здоровье», педагога-валеолога, психологов, социолога, учителей физкультуры, медицинского работника, научных консультантов.

            Структура эколого-валеологической  работы следующая:

· Педагог-валеолог ведет учебную работу по преподаванию основ валеологии в рамках курса ОБЖ, биологии и экологии (9-11 классы); планирует и проводит мероприятия по валеологическому и гигиеническому воспитанию учащихся; проводит диагностику, контроль и коррекцию процесса формирования здорового образа жизни учащихся; участвует в методической работе, выступает с разработками различных тем на педагогических советах, методических объединениях; разрабатывает рекомендации по формированию здорового образа жизни; выступает на родительских собраниях; подготавливает материалы для классных руководителей.

· Заместитель директора, координатор программы «Здоровье», планирует и направляет исследования; возглавляет эколого-валеологическую службу, участвует в методической работе, способствует внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий.

· Психолого-социологическая служба определяет степень психолого-педагогической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме.

· Медицинский работник гимназии обеспечивает накопление статистических данных по антропометрии, состоянию здоровья учащихся.

· Учителя физкультуры составляют индивидуальные учебные программы по физическому воспитанию для школьников в соответствии с группами здоровья; осуществляют контроль физических нагрузок на уроках.

            Другой стороной эколого-валеологической работы является исследовательская работа учащихся под руководством сотрудников КГУ (факультеты физ. воспитания, химии, биоэкологии) по следующим направлениям:

1) Оценка физического состояния учащихся 8-11 классов: в работе используются прямые измерения антропометрических показателей учеников и расчетные с помощью программы «Конституция», при обработке применяется программа «Статистика», проводится сравнение фактических величин с должными для данного возраста. Анализ результатов в частности показал, что учащимся необходимо обратить внимание на: а) рациональное питание, б) двигательную активность, в) режим учебы и отдыха и т.п. Заложен банк данных основных физических и физиологических параметров учащихся. С 1999 г. разрабатываются новые направления валеологической работы по программам а) «Рациональное питание» (методы исследования – анкетирование, сопоставление с данными антропометрии); б) «Вредные привычки»; в) «Двигательная активность».

2)  Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне гимназии № 32: оценка состояния воздушного бассейна; оценка содержания тяжелых металлов (свинца, ртути) в биологических объектах (на базе химического факультета КГУ); исследования микробиологического состава воды из различных источников водоснабжения г. Калининграда.

3) Оценка состояния микросреды в помещениях гимназии № 32, исследования содержания микроорганизмов в воздухе.

Все исследовательские работы проводятся самими учащимися под руководством сотрудников РГУ с использованием современных методов, позволяющих получить достоверные результаты.

Работа в направлении создания школьной системы психолого-педагогической диагностики, коррекции и адаптации проводится совместно с областным центром медпрофилактики.

Приоритетами работы считаются:

- тренинги с группами учащихся и педагогов по развитию коммуникативных качеств и саногенного мышления;

- расширение работы волонтерского движения по борьбе с вредными привычками;

- работа с родителями по разьяснению влияния психологического климата в семье на развитие у подростков разного рода зависимостей.

 

Таким образом, в гимназии № 32 осуществляется эколого-валеологическая работа по следующим направлениям:

1) воспитательная и просветительская работа среди учащихся и их родителей;

2) учебно-методическая работа по валеологическому и экологическому воспитанию;   

3) исследовательская работа учащихся по оценке состояния здоровья и городской среды обитания;

4) методическая работа по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий.

  

  

Модель системной комплексной работы
 по сохранению и укрепле­нию здоровья в гимназии

 

Разработанная  на основе рекомендаций Центра образования и здоровья МО РФ Института возрастной физиологии РАО модель системной комплексной работы по сохранению и укрепле­нию здоровья в гимназии  состоит из следующих блоков:

 

I блок — здоровьесберегающая инфраструктура гимназии

. Блок включает:

    • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
    • оснащенность кабинетов,  физкультурного зала, спорплощадок необходи­мым оборудованием и инвентарем;
    • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
    • наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
    • организация качественного питания;
    • необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированныйсостав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинский работник, учителя физической культуры, психологи, логопед).

 

II блок — рациональная организация учебного процесса.

Блок включает:

·        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех эта­пах обучения;

·        использование методов и методик обучения, адекватных возрастным воз­можностям и особенностям учащихся (использование методик, прошед­ших апробацию);

·        введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем спе­циалистов;

·        строгое соблюдение всех требований к использованию технических
средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

·        рациональная и соответствующая требованиям организация уроков фи­зической культуры и занятий активно-двигательного характера в началь­ной школе;

·        индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей разви­тия), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормально­го чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

 

III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы.

Блок включает:

    • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (науроках физкультуры, в секциях и т.п.);
    • организацию занятия по ЛФК;
    • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе;
    • организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способству­ющих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
    • создание условий и организацию работы спортивных секций;
    • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней
      спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является  основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышает  адаптивные возмож­ности организма, является важнейшим  средством сохранения и укрепления здоро­вья школьников.

 

IV блок — просветительско-воспитательной работы с учащимися, на­правленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жиз­ни.

Блок включает:

    • включение в систему работы образовательного образователь­ных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здо­рового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кро­ме черного» (ранняя профилактика наркозависимсти), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Программы  носят модульный характер,  включаются в учебный процесс в качестве реги­онального или школьного компонента;
    • лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
    • проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;
    • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабаты­вающих и реализующих школьную программу « Здоровье».

Главное условие успешной реализации данного направления – системность и обращение к профессиональным специалистам. Мы считаем  также нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадици­онных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, спе­цифическая организация питания, диеты и т.п

 

 

V блок — организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня зна­ний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

 Блок включает:

    • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и
      развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно
      влияющих на здоровье, и т.п.;
    • приобретение необходимой научно-методической литературы;
    • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вред­ных привычек и т.п.).
    • Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образова­тельном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей.

 

 

VI    блок — профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.

Блок включает:

·        использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминиза­ция, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения ит.п.);

·        регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии     здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.

·        внесение данных углубленного диспансер­ного обследования учащихся в    медицинские карты, находящиеся в школе.

·        регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение кар­ты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост забо­леваемости, проанализировать причины и своевременно принять необ­ходимые меры.

·        создание системы комплексной педагогической, психологической и соци­альной помощи детям со школьными проблемами;

·        привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов ра­боты по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

 

 

 

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса

Для оценки соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объему; ной и внеучебной нагрузки обучающихся можно использовать действующие СанПиНы, новое положение об общеобразовательном учреждении, Приказ Министерства образов Российской Федерации от 06.03. 2001 № 834 «Об утверждении экспериментального учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Для строгого соблюдения всех требований к использованию технических средств  необходимо использовать действующие СанПиН и СанПиН 2.4.2.782-99 (Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий); письмо Минобразования России от 28.03.2002 №199/13 «Рекомендации об использовании компьютеров в начальной школе».

Рациональная организация образовательного процесса — неотъемлемая часть всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в школе и дома оказывает негативное влияние i здоровье. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации обучающихся. Для обеспечения нормальной деятельности центральной нервной системы, поддержания высокой работоспособности, профилактики утомления и переутомления школьников объем учебной нагрузки должен соответствовать возрастным возможностям детей и подростков. Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из  возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и сум­марной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособнос­ти учеников с учетом физиологической цены (трудоемкости) каждого урока, соотношения количества уроков со статическими и динамическими видами деятельности.

Успешность адаптации детей к школе, состояние их психического и физического здоровья во многом определяются степенью функциональной зрелости организма ребенка и стоянием его здоровья. Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к ученой деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможнос­тям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правил организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и утомления и т.д.

В начальных классах  гимназии большое внимание уделяется рациональной организации учеб­но-воспитательной нагрузки  — вводится дополнительная двигатель­ная нагрузка, релаксационная 1,5-часовая пауза в середине учебного дня, орга­низуются еженедельные 1—2 релаксационных дня в неделю. Это даже при доста­точно высокой интенсивности учебного процесса не оказывает отрицательного воздействия на организм учащихся.

До настоящего времени недостаточно освещен вопрос о гигиенической оцен­ке технологий обучения и воспитания в соответствии с индивидуальным здоровьесберегающим потенциалом организма. Обычно обсуждается влияние той или иной методики обучения на здоровье ребенка и предлагаемые методы коррек­ции. В гимназии № 32 разработана  программа «Здоровье», предусматривающая перестройку об­разовательного процесса на основе широкого использования сохраняющих здо­ровье учащихся информационных, личностно-ориентированных технологий, ин­дивидуализации и дифференциации обучения и воспитания с учетом региональ­ных особенностей. Важнейшим направлением является подготовка нормативно-правового, научно-методического и кадрового обеспечения реализации програм­мы, а также организация диагностики и мониторинга личностного развития и со­стояния здоровья детей на всех этапах образования, осуществление всесторон­ней профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с учащимися.

Таким образом,  педагогический коллектив гимназии  считает необходимым найти такие способы организа­ции образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным эта­пам психофизиологического и социального развития учащихся, а также способ­ствовали устранению перегрузок учащихся.

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничи­вается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоро­вья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей и подростков.

Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состо­янии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организ­ма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде дидактогений или не­вротических нарушений. Как следствие психологической дезадаптации, данные диагностических обследований школьников фиксируют:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • высокий уровень тревожности;
  • несформированность навыков общения.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных за­даний разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмо­циональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Сле­довательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащих­ся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою оче­редь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздей­ствию

внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуаль­ный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления диф­ференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможно­стям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышен­ных требований и т.д.

В развитии этих направлений совершенствования учебно-образовательного процесса работает педагогический коллектив МОУ гимназии № 32.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное рас­пределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариатив­ных форм построения системы учебного процесса. Например, используется блочно-модульная система, апробируются и внедряются не­традиционные методы проектов и мастерских, проблемное и развивающее обучение, иммитационно-моделирующие игры и т.д.

В гимназии система обеспечения психолого-педагоги­ческой и управленческой поддержки участников образовательного процесса вклю­чает:

  • диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов,
  • преобразование педагогической практики (освоение различных моделей классного воспитателя, тьютора, учителя-консультанта),
  • развитие системы самоуправления и партнерс­кого взаимодействия,
  • разработку содержания, форм, приемов и средств педаго­гической поддержки.

 Большую часть времени учащиеся  проводит в школе,  и режим их жизни, в значительной степени, обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в стенах гимназии.

Важно, чтобы и взрослые и дети владе­ли знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели по­требность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоро­вье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ сис­теме образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укрепле­нию здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распре­деляется следующим образом:

  • Наследственность — определяет здоровье на 20%.
  • Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.
  • Деятельность системы здравоохранения — на 10%.
  • Образ жизни человека — на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека яв­ляется его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Принятая в гимназии программа эколого-валеологического воспитания «Здоровье» призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благопри­ятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в со­ответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возмож­ностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хо­роших межличностных отношений.

Главным условием реализации программы «Здоровье» является следующее: учебно-воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возмож­ность управлять своим здоровьем.

 Для достижения этой цели необходимо у всех учащихся и педагогов сформировать так называемое саногенное мышление, т.е. мышление, способное управлять поведением так, чтобы при этом сохранялось собственное здоровье и здоровье окружающих.

Профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в гимназии  — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприят­ных внутришкольных факторов:

·        соблюдение действующих СанПиНов,

·        регулярный мониторинг внутришкольной среды,

·        оптимизация учебного процесса.

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (близору­кость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от ве­личины учебной нагрузки.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригиру­ющая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизи­ровать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки используются занятия лечебной физкультурой в школе и дома, игры, спо­собствующие улучшению осанки,

Профилактика простудных заболеваний в  про­водится, как правило, в осенне-весенний период и включает витаминизацию, позволяющую повысить работоспособность, снизить риск разви­тия простудных заболеваний.

Мы считаем, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, преж­де всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, такими как:

1.      строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения,

2.      нормиро­ванием учебных нагрузок,

3.      применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка,

4.      организовать благопри­ятный эмоциональный и психологический фон занятий.

Школа должна сфор­мировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и раз­витии здоровья.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здо­рового образа жизни зависит как от насыщения образовательной среды инфор­мацией в виде знания о здоровье человека, так и от воспитательной работы, на­правленной на развитие познавательной активности детей и подростков и фор­мирование у них потребности и умений в сохранении и развитии здоровья

. В про­грамму,  направленную на формирование здорового образа жизни, входят следу­ющие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, опти­мальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обо­снованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адек­ватного питания; формирование правильных представлений у де­тей и подростков о половом созревании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и прави­лам личной гигиены.

Классные руководители  и валеолог проводят   «Уроки здоровья», в ходе которых обращается внимание на формирование благоприят­ного психологического климата, как основы нравственного и физического здоро­вья, на формирование потребностей в здоровом образе жизни детей; на то, что они могут сделать для себя, чтобы сформировать безопасный тип поведения.

В ходе обучения школьников ЗОЖ многими преподавателями используются активные формы: конференции, деловые игры, брифинги, дискуссии. Однако эффективность валеологического образования с точки зрения сознательно востребованных  зна­ний, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия саногенного характера, зависит от совместной оздоровительной деятельности детей и взрослых:

В гимназии № 32 в системе воспитательной работы сложились определенные традиции:

  • загородные эколого-валеологические школы;
  • организация здорового совместного досуга учителей, учащихся и их ро­дителей однодневные походы
  • семейные соревнования,
  • конкур­сы,
  • Дни здоровья и др;

В системе воспитательной работы особое внимание уделяется проблеме по­вышение уровня валеологической грамотности не только учащихся, но и их роди­телей. С этой целью проводятся родительские лектории, основная задача кото­рых — это развитие потребности в здоровом образе жизни.

Одна из важнейших задач программы «Здоровье»  -  создать эффектив­ную образовательную среду для социализации детей и подростков в процессе эколого-информационного образования. Для этого создан эколого-краеведческий клуб, валеологическая секция Научного общества учащихся гимназии,  школьный центр «Здоро­вье».  Одним из вариантов модульной программы о правильном питании стала про­грамма «Разговор о правильном питании».  Программа направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорово­го образа жизни

Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется нарастаю­щим распространением этих явлений среди детского населения.

Воспитательная работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников. В гимназии создана агитбригада, выступления которой направлены на формирование устойчивого саногенного мышления,  организован клуб «Мир без наркотиков», где  совместно с родителями проводятся конкурсы лекций, рефератов, рисунков, сочинений. На учительские и родительские семинары по раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников пригла­шаются наркологи, проводятся консультации детей и родителей.

Таким образом,  в гимназии сформирована  система  управления здо­ровьем,  разрабатывается концепция здорового образа жизни в условиях гимназии, целью которой является содействие формированию устой­чивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни детей и подростков.

 

 

Валеологический анализ расписания учебных предметов

среднего и старшего звена МОУ гимназии № 32

 

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, способствующей повышению их работоспособности.

Расписание учебных предметов  в МОУ гимназии № 32 строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Время начала занятий является оптимальным – 8.30.

Занятия проводятся только в первую смену, что в наибольшей степени соответствует суточной динамике работоспособности учащихся.

Продолжительность занятий в среднем и старшем звене составляет 40 минут.

Это позволяет понизить  утомление учащихся при освоении гимназической программы углубленного изучения предметов.

В расписании уроков для среднего и старшего звена основные предметы проводятся на 2.3.4 уроках.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни в школьное расписание включаются наиболее трудные предметы, или средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

При составлении расписания использовались таблицы трудности предметов.

Для поддержания недельной динамики работоспособности учащихся гимназии в расписании занятий предусмотрен облегченный день, который располагается в середине недели:  как правило, это четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения количества уроков, так и планированием на этот  уроков по изучению средних и легких предметов.

В начале недели (понедельник) и в конце ее (суббота) – работоспособность самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка наименьшая.

Оптимизации распределения учебной нагрузки  способствует такие факторы, как использование современных здоровьесохраняющих технологий в преподавании предметов повышенной трудности, создание благоприятной психологической атмосферы, повышающей  мотивацию учащихся, что снижает утомительное воздействие учебных занятий.

Сдвоенные уроки по таким  трудным предметам как физика  и математика допускаются  для проведения лабораторных работ, физического практикума, при использовании модульно-блочной технологии обучения. Это  уменьшает набор учебных предметов  и объем домашних заданий.

Динамика учебной нагрузки учащихся в течение недели отражена  в виде графиков. Можно заметить незначительное повышение суммарной учебной нагрузки в пятницу в 7 а и 7 б классах, чему предшествует понижение нагрузки в середине недели, что позволяет сбалансировать общую нагрузку в течение недели.

Также отмечается повышение учебной нагрузки  в пятницу в 8 а филологическом классе, что связано с особенностями программы углубленного профильного обучения. В конце недели (суббота) нагрузка снижается, также низкий уровень нагрузки предполагается в понедельник.

Таким образом, снижается объем домашних заданий и снижается «физиологическая стоимость» обучения.

 

 

Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников

1-2 -х, 10-х классов

Исследования, проведенные в начале учебного года (октябрь 2006 г.), показали: Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превы­шает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки.

Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 2 класса состав­ляет 37 минут ( в 1 классе домашние задания задаваться не должны).

Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале
учебного года  не было.

Средняя продолжительность учебных занятий у учащихся 10 класса соста­вила 5,4 академических часа, выполнения домашних заданий — 2,6 часов,
дополнительных занятий — 1,3—1,7 часа (т.е. все компоненты учебной на­
грузки в начале учебного года — в среднем в пределах нормативных).

Од­нако уже в начале учебного года выявлены классы, где занятия продолжа­лись и более астрономических часов (7-8 уроков), а на выполнение до­машних заданий тратилось более 3,5 часов, т.е. общая продолжительность
рабочего дня превышала 10—11 часов.

Исследования, проведенные в конце учебного года (апрель—май 2006 г.) показали:

До 90% первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели.

У подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе — 4 урока (в
среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам.

При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормати­вам.

 В то же время у 10— 15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежед­невно 5 уроков плюс 1—1,5 часа дополнительных занятий

Анализ объема учебной домашней нагрузки учащихся начальных классов (время при­готовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников
укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако
около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2 и более ча­сов.

Это может быть связано с нерациональной организацией самого учеб­ного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, не­
соответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией пе­дагога.

Анализ учебной нагрузки у учащихся 10-х классов показал, что
в режиме 6-дневной учебной недели и при средней учебной нагрузке 30,4 часов в неделю (со­ответственно 5—6 уроков в день) средняя вариативная на­грузка у десятиклассников составляет 8,5 часов в неделю. Общая школь­ная нагрузка учащихся 10-х классов — 38 часов в неделю.

При этом не исключаются дополнитель­ные факультативные занятия (от 1 до 3 часов в неделю). Безусловно, у части уча­щихся 10-х классов отмечается выраженная школьная перегрузка, которая усу­губляется значительной продолжительностью выполнения домашних заданий (от 2 до 4 и более часов). Особенности организации учебного процесса, программы и методики обучения в этих классах требуют углубленного изучения и анализа

 

Обеспечение качественным медицинским обслуживанием в гимназии

Оздоровительная инфраструктура гимназии

 

Элементы инфраструктуры:

v     Медицинский кабинет

v     Спортивный зал

v     Школьный стадион

v     Танцевальный зал (кабинет хореографии)

v     Зимний сад

v     Живой уголок

v     Школьный сад

 

Медицинское обеспечение детей школьного возраста имеет в виду контроль за состоя­нием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровле­ния, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиеничес­ких навыков и физической культуры.

.

Виды деятельности медицинского работника гимназии

Вид деятельности

Медработник ОУ выполняет

1. Организация медицинского обеспечения детей

Анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий Координация деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений, контроль за организацией медобслуживания детей, анализ Организация консультативной помощи Организация повышения квалификации медицинских работников и педагогических работников Организация работы по гигиеническому воспитанию детей, родителей Организация и проведение летней оздоровительной кампании

Постоянно по плану работы

2. Первичная профилактика

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в образовательных учреждениях Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса: участие в составлении учебного расписания; составление режима дня и занятий

Постоянно 1 раз в месяц

3. Питание

Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока Составление меню Бракераж готовой продукции Контроль за выполнением натуральных норм

Постоянно

4. Физическое воспитание

Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовки детей Осуществление контроля за организацией физического воспитания, закаливающих мероприятий

1 раз в год 1 раз в месяц

5. Трудовое обучение и профессиональная ориентация

Врачебно-профессиональная консультация Заключение о профессиональной пригодности

Контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению

Пубертатный период (14-15 лет) Перед окончанием ОУ (16-17 лет)

6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе

Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирования навыков здорового образа жизни Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др. Контроль за гигиеническим воспитанием

1 раз в месяц

 Постоянно

7. Иммунопрофилактика

Планирование и анализ вакцинации Осмотр перед прививкой Контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и обще реакции на прививку

По плану вакцинации

Постоянно

8. Мероприятия по обеспечению адаптации в ОУ

Рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с педагогом) Контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению

Конец 1 года обучения, переход к предметному обучению

 Постоянно

9. Диспансеризация

Проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья, оценка осмотров физической подготовленности детей

 Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья

Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за выполнением .

 Анализ состояния здоровья по предлагаемым критериям и тестам и разработка медико-психолого-педагогических мероприятий по укреплению и охране здоровья школьников

1 раз в год

Постоянно

 

 

 

Формы и методы здоровьесберегающих технологий,

применяемых в учебно-воспитательной работе

МОУ гимназии № 32

 

Школьные факторы риска

Способы устранения факторов риска

Формы здоровьесбе­регающей работы

Методы и организа­ционные подходы

Неудовлетворительное со­стояние внутришкольной среды

Административный контроль за соблюдением требований СанПиН Повышение уровня матери­ально технической базы ОУ

Мониторинг состояния, со­держания помещений школы, школьной мебели, оборудо­вания

Дополнительное привлече­ние негосударственных (по­печительских, частных, об­щественных) инвестиций.

Нерациональная организа­ция учебного процесса и ре­жима учебной нагрузки

Оптимизация образователь­ного пространства (ОП) Создание комфортности условий среды Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий

Рациональное чередование учебной и внеучебной де­ятельности школьников Расширение,зонирование, гибкое моделирование обра­зовательного пространства

Составление гибких вариан­тов расписания занятий с использованием экскур­сионных и выездных уроков Создание кабинетов психо­логической разгрузки, тре­нажерных залов, игровых комнат, «беспарточных» классов

Низкая двигательная актив­ность (гиподинамия)

Повышение эффективности физического воспитания Разработка и реализация ре­жима повышенной двига­тельной активности

Включение в режим учебного процесса блоков и комплек­сов динамических нагрузок

Динамические паузы, физ­культминутки, спортивные часы в расписании уроков .

 

Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень.

Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся Индивидуальный дифференцированный подход к обучению.

Применение технологий адаптивного, проблемного развивающего обучения. Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки. Гибкие формы режимов и учебных планов.

Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов.

Проектная деятельность

Стрессовые психологопе- дагогические факторы (дезадаптация, дидактогения)

Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников ОП. 

Медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Тьюторство. Ценностно-ориентированная система воспитания. Дополнительное образование.

Диагностика. Консультирование. Тренинги.

 Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая).

Отсутствие культуры здоровья.

Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа

Лекции, беседы Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому Просветительская работа с родителями и учителями

Урочная и внеурочная система обучения

 Клубная деятельность Развлекательно-игровые формы воспитания Лектории для педагогов и родителей

Консультации специалистов

 

 

  

Результативность научно-методической работы

 по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.

 

 

Направление научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности гимназии

 

 Критерии эффективности

 научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности

 

Освоение нового содержания образования

 

 

Публикации

Участие в работе семинаров, конференций муниципального, регионального, всероссийского уровня

Освоение инновационных образовательных и воспитательных технологий

2003-2004 учебный год

 

Программа

эколого-валеологического воспитания

 "Здоровье"

 

 

 

 

Воспитательная деятельность гимназии  на основе системного технологического подхода

 

 Программа «Одаренные дети»

 

 

Введение профориентационного курса

«Твоя профессиональная карьера», 8-9 класс.

 

  Шеленкова Н.Ю. Эколого-валеологическое воспитание. Материалы конференции «Федеральные и региональные проблемы образования в условиях модернизации», 10-12 апреля 2003 года, часть 2, Издательство Калининградского государственного университета, 2003

 

Зайцева Е.В. Информационные технологии в профориентационной  и досуговой деятельности учащихся. Сборник учебно-методических материалов упр. обр. мэрии г. Калининграда, ч.2, 2004г.

 

 

Международная научно-практическая конференция «Образование для гражданского общества:качество и эффективность», 26-28 марта 2003 г. (доклад «Концепция гимназического образования: принципы построения образовательного пространства»)

 

Всероссийская конференция

-«Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов», 3 июня 2003 года,  г. Светлогорск ( доклад «Проект «Управление гимназией на основе системной компьютеризации»)

 

Всероссийская конференция  «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования: педагогические условия укрепления здоровья школьников», презентация «Системы эколого-валеологического воспитания», (3 – 6 ноября, 2003, г. Калининград)

 

 

 

Областной конкурс по работе в поисковых системах

Областной центр информатизации

Диплом I степени

 

 

Диплом I степени на муниципальном этапе Всероссийского конкурса воспитательных программ общеобразовательных учреждений в 2003 г.,

 Диплом II степени на областном этапе конкурса.

 

Региональная научно-практическая конференция  «Федеральные и региональные проблемы образования в условиях модернизации», 10-12 апреля 2003г. (доклад «Эколого-валеологическое  воспитание»)

2004-2005 учебный год

1.  Освоение и внедрение проектных и  исследовательских  технологий   как средств модернизации учебно-воспитательного процесса

 

2. Освоение нового содержания образования

 

Программа эколого-валеологического воспитания "Здоровье"

Воспитательная деятельность гимназии  на основе системного технологического подхода

 

 

 

Создание программ элективных курсов (10 – 11 кл.),

курсов по выбору (8-9 кл.)

 Шеленкова Н.Ю.  Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе, «Завуч»,2005, №5, с.82-88

 

Шильникова Г.А. Роль краеведения в формировании нового поколения российских граждан. «Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений г. Калининграда. Сборник учебно-методических материалов упр. обр. мэрии г. Калининграда, ч.2, 2004г.

 

Шеленкова Н.Ю. Система эколого- валеологического воспитания в гимназии № 32»,  в сборнике статей «Учреждения образования, сохраняющие здоровье» ,Управление образования  Калининградской  области, 2005, с.17

 

 

Международная научно-практическая конференция «Преподаватель в условиях модернизации образования в странах Балтийского региона», 14-15 апреля 2004 г. (доклад «Электронная методическая система»)

 

Областная конференция «Школа здоровья: предложения и проекты юных»

Дипломы I, II,III степени

Областной семинар для администраторов и учителей  начальных классов «Безотметочная система обучения в начальной школе», 16 ноября 2005

 

Чащухина О. В., Данилова И. В. Использование электронного приложения к учебникам Л. Г. Петерсон «Математика» и Р. Н. Бунеева «Русский язык» при отслеживании результатов учебной деятельности учащихся. Сборник учебно-методических материалов упр. обр. мэрии г. Калининграда, ч.1, 2004г.

 

2005-2006 учебный год

 Освоение и внедрение проектных и  исследовательских  технологий   как средств модернизации учебно-воспитательного процесса

 

Освоение нового содержания образования

 

 Воспитательная деятельность гимназии  на основе системного технологического подхода

 

Программа эколого-валеологического воспитания "Здоровье"

 

 

 

Участие в

эксперименте по освоению регионального компонента содержания образования  курса «Основы православной культуры»

Во 2-4 классах начальной школы.

Мичкасова Р.Н. Коммуникативная методика обучения английскому языку. Европа и современная Россия.

 

III областные Рождественские чтения «Российское образование: традиции и    современность», 12 -13 января 2006г. (доклад «Гимназия – территория здоровья»)

 

Шеленкова Н.Ю. организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. Интегративная функция педагогики в едином образовательном пространстве. Часть 1, РГУ, Калининград, 2005

Материалы III Международной конференции 3-5 мая 2005г.

Областная конференция

« Инновации в системе естественнонаучного     образования» КОИПКиПРО, 22.06.06,

 доклад «Принципы педагогической антропологии в профессиональной подготовке   

учителя»

 

 

VII областная конференция школьников  «Культура здорового образа жизни детей, подростков, молодежи», 7 апреля 2005

 

Областной семинар для учителей английского языка  «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка»,

4 февраля 2005

 

 

 

 

Городской конкурс на лучший учебный проект  с применением информационных технологий ЦИТОИС

(декабрь 2005 г.), призер конкурса.

 

Областной семинар для учителей химии и биологии «Информационные технологии в преподавании химии и биологии», 17 февраля 2005

2006-2007 учебный год

1.  Освоение и внедрение проектных и  исследовательских  технологий   как средств модернизации учебно-воспитательного процесса

 

.Программа эколого-валеологического воспитания "Здоровье"

 

 

 

Шеленкова Н.Ю. Принципы педагогической антропологии в формировании профессиональных качеств учителя.

Здоровье подростков и юношества.

Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. РГУ. 26-28 сентября 2006

Областной семинар для учителей английского и немецкого языков  «Требования к современному уроку иностранного языка»,  4 февраля 2006

 

VIII областная исследовательская конференция школьников «Культура здорового образа жизни детей, подростков, молодежи»

 

Областной семинар  для учителей ОБЖ  «Современные технические средства обучения и опыт их использования на уроках ОБЖ », 19 апреля  2006

 

 

 

 

 

Физкультурно-оздоровительная работа в  гимназии

Физкультурно-оздоровительная работа в  гимназии является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школь­ников. Физическое воспитание — залог того, что ребенок вырастет всесторон­не развитым человеком. Функциональные возможности организма ребенка в большой степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологи­ческой потребностью ребенка.

Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки (соответственно увеличивается статический характер деятельности школьников),  увеличением количе­ства времени выполнения домашних заданий и т.д. Это приводит к снижению уровня двигательной активности учащегося. Значительное снижение двигательной активнос­ти приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, умень­шению адаптационных возможностей организма школьника, поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в гимназии  является рациональное использование разно­образных средств и форм физического воспитания при оптимальной двига­тельной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимо­сти от пола и возраста.

Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной актив­ности каждому школьнику, кроме уроков физической культуры нужен опреде­ленный комплекс внеурочных занятий, и в ряде школ разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, методики и двигательные режимы, направленные на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников.

Создана программа по совершенствованию физического воспитания школь­ников: «Пути повышения эффективности физического воспитания школьников».

В программе предусмотрено проведение внеклассных, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и кон­курсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворя­ющие биологическую потребность детей в движении, реализуются различные режимы двигательной активно­сти школьников. Например,  ежедневную вводную гимнастику, физкультминутки на уроках, подвижные игры и танцы на большой перемене, использованием подвиж­ных игр, задания для выравнивания диспропорций моторного развития и т.д.

Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий являются спортивный час в группах продленного дня, гимнастика и оздоровитель­ная аэробика;  спортив­ные секции; ЛФК; проведение недель здоровья, прогулки и походы в выходные дни; игры, конкурсы, соревнования и т.д.

 Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий про­водятся физкультминуты на уроках, динамические паузы (музыкальные, танце­вальные, игровые) и спортивные часы в расписании учебных занятий. Довольно часто используется метод «динамических поз». В  учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровитель­ных игр, активно используются методы физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, Дни здоровья, выезды  на природу).

Движение – это здоровье. Здоровье прямо пропорционально движению, закаливанию, умеренной еде и эмоциональной устойчивости, и находится в обратной зависимости от лени и пристрастия к вредным привычкам, к которым в полной мере можно отнести малоподвижный образ жизни, особенно опасный в подростковый период. Исследования свидетельствуют о том, что 82% дневного времени большинство учащихся находятся в положения «сидя».

Для улучшения состояния и сохранения здоровья учащихся с начала учебного года, после медицинского осмотра были организованы занятия лечебной физкультурой в специальной мед.группе для детей, страдающих сколиозом. Всего мы организовали пять медицинских групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На уроках систематически проводятся следующие упражнения:

ü      Для формирования правильной осанки;

ü      Для растягивания позвоночника;

ü      Для скручивания позвоночника;

ü      Для шеи, рук и позвоночника.

В начальной школе уделяется серьезное внимание состоянию здоровья учащихся. В свободной игровой деятельности, главным образом через подражание, осуществляется укрепление здоровья, воспитание у детей мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения. На уроках систематически проводятся:

ü      Упражнения для развития двигательных навыков и укреплению мышечного корсета;

ü      Упражнения для формирования правильной осанки (упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости и другие);

ü      «Лекарство для укрепления пальчиков»;

ü      спазмоаккомадационные упражнения.

В начальной школе ведутся занятия ритмикой и, в следствие этого, состояние опорно-двигательной системы у детей несколько улучшилось. Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влияние ритмической гимнастики у детей развивается внимание, бодрость духа, жизнерадостность, находчивость. Ритмическая гимнастика развивает естественную уверенность и непринужденность ребенка, оказывает положительное влияние на осанку.

 

 

 

Организация рационального питания

Многие люди не считают питание, предметом серьезного исследования, полагая, что рациональное питание зависит только от количества продуктов. Эта наивность порождает массу нелепых предрассудков и совершенно необоснованных, а зачастую и вредных привычек в питании, приводящих к серьезным болезням. Исходя из вышесказанного, мы убеждены, что вопросам питания, а для школьников в период их роста, этот вопрос приобретает особую актуальность. Так как именно в это время все физиологические процессы напряжены, закладываются основы обмена веществ, которые остаются на всю жизнь.

В нашей школе имеется хорошо оборудованная школьная столовая. Для учащихся начальных классов столы накрываются обслуживающим персоналом. Время завтрака: 9.55-11.10, обеда: 11.40-15.40. В школе  горячими обедами обеспечиваются 160 человек из малообеспеченных и неполных семей. Все желающие покушать получают завтраки и обеды от раздатчиков столовой. Наблюдается сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам.

Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню и соответствует энергозатратам детей. Например: 

 

ОБЕД 9.02.2005 г.

 

МЕНЮ

Порция

Цена

Энергетическая  ценность

1. Салат из свеклы с изюмом

1/100;

2, 37

168

2. Щи с картофелем

1/250

2,22

123

3. Окорочка куриные жаренные

1/75

9,29

168

4. Макароны отварные

1/150

2,12

135

5. Чай с лимоном

7/200

0,89

44,88

6. Яблоко порционное

1/120

2,23

46,8

7. Хлеб

1/20

0,31

0,33

ИТОГО

 

19,43

730

 

            В столовой в постоянной продаже  свежие кондитерские и булочные изделия, овощные салаты, фрукты.

            Столовая обеспечена санитарно-гигиенической безопасностью питания: мытье рук с мылом теплой водой, электросушилки, питье охлажденной кипяченой воды из индивидуальной посуды, наличие салфеток на столах.

            Обработка посуды производится обезоруживающим средством «Супержавелли», моющими средствами «Людвиг». Санитарные требования к состоянию пищеблока соблюдаются: обработка кухонного инвентаря производится своевременно содой, кипячение в конце дня ветоши. Продукты питания хранятся раздельно (мясо, рыба, молочные продукты и т.д.). Продукты питания завозятся поставщиками на основании договоров с Мэрией.

 

Характеристика питания учащихся гимназии (по результатам исследования)

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая,  особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и излечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани, в частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию слабоумия на фоне низкорослости и мышечной дистрофии

 Нехватка витаминов также с способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Вот почему  мы предприняли исследование структуры и регулярности питания школьников. Инструментом  исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали вопросы об условиях и образе жизни учащихся, в том числе — блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы мо было оценить привычный, типичный стиль питания ребенка в семье.

. В обследовании, которое проводилось апреле-мае 2005 г., участвовали  300 школьников 1 - 10 классов. Такая выборка является репрезентативной по социологическим нормам  и позволяет рассматривать полученные материалы как вполне  надежные.

В первую очередь нас интересовала структура питания.

 Соответствующие результаты приведены в таблице.

Структура питания школьников (%)

Частота потребления

Продукты питания

 

 

Мясо, рыба, колбаса

Молочные продукты, яйца

Овощи (кроме картофеля)

Картофель

Макароны, крупы, каши

Фрукты и сок

Каждый день

55

75

46

59

39

30

2-3 раза в неделю

35

22

43

36,5

50

41

1 раз в неделю

7,5

3,5

9,5

4

10,5

20

по праздникам

2,5

0,5

1,5

0,5

0,5

9

Итого

100

100

100

100

100

100

 

Как видно из данных таблицы, абсолютное большинство (не менее 75 %) школьников  получают ежедневно полноценный животный белок, служащий необходимым «строительным материалом» для детского организма, благодаря которому возможен рост и витие нервной, мышечной и других важнейших тканей.   Молочные продукты и яйца в  основном способны удовлетворить потребность растущего организма в аминокислотах  в том числе — незаменимых, без которых нормальное развитие человека невозможно.

Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащих ценным источ­ником углеводов (основной энергетический субстрат), а также витаминов и микроэле­ментов. С другой стороны, ежедневное потребление фруктов и соков — наиболее бога­той витаминами пищевой продукции — нельзя считать достаточным: только 30 % школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день.

Анализ данных этой таблицы показывает, что около 80 % детей получают достаточно сбалансированный по структуре рацион питания.

Следует заметить, что чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Обычно это сочетается с низким уровнем благосостояния се­мьи.

Для того чтобы интегрально оценить полноценность питания учащихся, мы разрабо­тали специальный алгоритм, который позволил рассчитать для каждого ученика услов­ный «индекс полноценности». Этот показатель учитывает все компоненты рациона: жи­вотные и растительные белки и жиры, микроэлементы, витамины и т.п. Такой прием позволил сопоставить уровень полноценности питания учащихся 1 -10 классов, выделив при этом две зоны: относительного благополучия и риска. Как вид­но из результатов, приведенных в таблице, существенных различий между учащими­ся 1  - 10 классов по этому показателю мы не обнаружили: в обеих возрастных группах «зо­на риска» охватывает чуть менее 20 % обследованных школьников, тогда как «зона относительного благополучия» включает примерно 80 % детей.

Другой важный аспект качества и структуры питания — его регулярность. Человек био­логически приспособлен питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом — суще­ственное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекооб­разных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не по­хож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже — ее высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энер­гией, достаточной для жизнедеятельности. Человек — существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерно­вые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в течение дня.

Регулярность питания школьников (%)

Количество приемов пищи в день

1 класс

10 класс

Девочки

1 раз в день

2,7

0,5

 

 

2 раза в день

0,9

6,2

 

 

3 раза в день

29,4

29,6

 

 

чаще

34,5

14,3

 

 

когда захочет

32,5

49,4

 

 

Итого

100,00

100,00

Мальчики

1 раз в день

3,3

0,4

 

 

2 раза в день

0,9

2,5

 

 

3 раза в день

27,5

26,6

 

 

чаще

35,1

19,5

 

 

когда захочет

33,2

51,0

 

 

Итого

100,00

100,00

 

Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, разумеется, каждому школьни­ку. Тем не менее, как показывают наши исследования, около 4 % первокласс­ников и довольно большое количество десятиклассников питаются 1—2 раза в день.

Как мы видим, нерациональный режим питания характе­рен для несколько большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценнос­ти. Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необ­ходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.

По режиму питания мы не видим существенных различий между мальчиками и девочка­ми одного возраста, тогда как первоклассники и десятиклассники друг от друга несколько различаются, хотя и не принципиально. Так, десятиклассников, питающихся 1 раз в день, уже гораздо меньше, чем первоклассников, тогда как 2 раза в день — заметно больше. Сре­ди первоклассников примерно равные количества тех, кто питается 3 раза в день, чаще 3-х раз и «когда захочет». Среди десятиклассников это распределение иное: количество питаю­щихся 3 раза в день практически такое же, как и среди первоклассников (видимо, эта цифра отражает долю семей, в которых питание поставлено на строго регулярной основе); значи­тельно снижено число тех, кто регулярно питается чаще 3-х раз, но зато около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят. Эта «свобода» режима питания, с одной стороны, свидетельствует о том, что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; а с другой — это может говорить о хаотичности, бессистемности режима пита­ния, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно (и наши данные, полученные в ходе мониторинга, полностью это подтверждают), что забо­левания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30—40 %) возра­стают по сравнению с учащимися начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания — одна из возможных причин такого положения.

В этом отношении важным фактором является организация питания в условиях шко­лы. Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Это — плохой признак, свиде­тельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пище­вого поведения.

 

 

Программа валеологической деятельности:

«Культура питания»

Цели программы: формирование  у  всех участников образовательного процесса  - учащихся, их родителей,  учителей - культуры питания, основанной на современных научных представлениях о здоровом питании, способствующем сохранению здоровья  и обеспечивающем высокую умственную и физическую работоспособность.

Задачи программы:

- формирование современных научных представлений о здоровом питании и влиянии факторов питания на здоровье;

- формирование умений и навыков определять суточную потребность в здоровом питании,  соблюдать режим питания, определять набор продуктов питания, необходимый школьнику в данном возрасте;

- формирование санитарно-гигиенических норм поведения, предупреждающих  заболевания органов пищеварительной системы;

-формирование активной жизненной позиции по  отношению к своему здоровью, а также к здоровью окружающих;

 -формирование навыков активной пропаганды здорового питания как способа сохранения здоровья.

Направления работы:

Просветительское направление

- проведение классных часов по темам  « Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания»,  «Правила гигиены питания»,  «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания»;

- проведение тематических родительских собраний по здоровому питанию школьника в гимназии и в семье.

Диагностическое направление

- исследование питания школьников методом опроса и анкетирования.

Консультационное направление

- консультации по вопросам питания с валеологом и медицинским работником гимназии;

 

  

План работы по программе

Направление работы

Ответственный

Сроки исполнения

Форма отчетности

1.

Проведение классных часов по темам 

« Здоровое питание школьника», «Правила гигиены питания» и т. д.

Классные руководители

В течение года

Отметка о выполнении в классном журнале

2.

Проведение тематических родительских собраний по здоровому питанию школьника в гимназии и в семье

Классные руководители, валеолог

По плану проведения родительских собраний

Отметка о выполнении в плане воспитательной работы

3.

Исследование питания школьников методом опроса и анкетирования

Валеолог

Октябрь- ноябрь

Аналитическая справка

4.

Контроль за организацией  горячего питания

Валеолог, организатор горячего питания, социальные педагоги, фельдшер

Не реже одного раза в четверть

Аналитические справки

5.

Контроль за поливитаминизацией горячего питания (анализ меню)

Валеолог, организатор горячего питания, социальные педагоги, фельдшер

В первую неделю каждого месяца

Аналитические справки

6.

Улучшение интерьера обеденного зала

Учителя биологии

Октябрь, ноябрь

Отметка в  плане озеленения гимназии.

7.

Выступления агитбригады по здоровому образу жизни.

Валеолог,

зам. директора по воспитательной работе.

Апрель, «Неделя здорового образа жизни»

Аналитический приказ

 


Анализ расписания 5-9 классов

Здоровое питание

 Анкета «Интересы и досуг». 3 класс 30.04.2003г

 Анкета по адаптации учащихся в школе (3 класс).

Валеологическая концепция МОУ гимназии № 32


НАПРАЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

ТВОРЧЕСКОЕ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ

СПОРТИВНОЕ

ТРУДОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Hosted by uCoz