ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ
НАШИ ПРОГРАММА ДОСТИЖЕНИЯ МОУ ГИМНАЗИИ №32 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валеологическая программа МОУ гимназии №32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОУ
ГИМНАЗИИ № 32
Здоровье населения Калининградского региона катастрофически
снижается. Смертность почти в два раза превышает рождаемость,
уменьшается продолжительность жизни людей. Дети только в школе
теряют до 75-80 % своего здоровья. Поэтому работы теоретического
изучения механизмов формирования , развития и сохранения здоровья
учащихся и практического их использования являются актуальными.
Школьная валеология
- новое направление в педагогических науках, своим появлением
обязана осознанию того факта, что общество не справляется с
проблемами здоровья. Валеологию определяют как интегративную область
знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения,
укрепления здоровья.
Школьную валеологию как раздел валеологии отличает
существенная особенность: она является пограничной областью знаний
на стыке медицины, физиологии, психологии, социологии, педагогики.
Главное направление валеологии – педагогическое, так как основные
факторы риска имеют поведенческую основу. Поведение связано с
мотивацией, которая вырабатывается воспитанием. Необходимо
воспитание соответствующих мотивов здоровья.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения
здоровья учащихся, то есть создание создания механизма формирования
здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Мы должны
определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно
определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это
состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Мы поставили перед собой задачу создать систему
эколого-валеологического воспитания в гимназии № 32. Для внедрения
этой науки в учебный процесс и жизнь гимназии была разработана
интегрированная программа «Здоровье», а для ее реализации создана
эколого-валеологическая служба (с компьютерным банком данных),
включающая в себя заместителя директора гимназии – координатора
программы «Здоровье», педагога-валеолога, психологов, социолога,
учителей физкультуры, медицинского работника, научных консультантов.
Структура эколого-валеологической
работы следующая:
·
Педагог-валеолог ведет учебную работу по преподаванию основ
валеологии в рамках курса ОБЖ, биологии и экологии (9-11 классы);
планирует и проводит мероприятия по валеологическому и
гигиеническому воспитанию учащихся; проводит диагностику, контроль и
коррекцию процесса формирования здорового образа жизни учащихся;
участвует в методической работе, выступает с разработками различных
тем на педагогических советах, методических объединениях;
разрабатывает рекомендации по формированию здорового образа жизни;
выступает на родительских собраниях; подготавливает материалы для
классных руководителей.
·
Заместитель директора, координатор программы «Здоровье», планирует и
направляет исследования; возглавляет эколого-валеологическую службу,
участвует в методической работе, способствует внедрению
здоровьесберегающих педагогических технологий.
·
Психолого-социологическая служба определяет степень
психолого-педагогической защищенности ребенка, подростка в
микросоциуме.
·
Медицинский работник гимназии обеспечивает накопление статистических
данных по антропометрии, состоянию здоровья учащихся.
·
Учителя физкультуры составляют индивидуальные учебные программы по
физическому воспитанию для школьников в соответствии с группами
здоровья; осуществляют контроль физических нагрузок на уроках.
Другой стороной эколого-валеологической работы является
исследовательская работа учащихся под руководством сотрудников КГУ
(факультеты физ. воспитания, химии, биоэкологии) по следующим
направлениям: 1)
Оценка физического состояния учащихся 8-11 классов: в работе
используются прямые измерения антропометрических показателей
учеников и расчетные с помощью программы «Конституция», при
обработке применяется программа «Статистика», проводится сравнение
фактических величин с должными для данного возраста. Анализ
результатов в частности показал, что учащимся необходимо обратить
внимание на: а) рациональное питание, б) двигательную активность, в)
режим учебы и отдыха и т.п. Заложен банк данных основных физических
и физиологических параметров учащихся. С 2)
Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне гимназии №
32: оценка состояния воздушного бассейна; оценка содержания тяжелых
металлов (свинца, ртути) в биологических объектах (на базе
химического факультета КГУ); исследования микробиологического
состава воды из различных источников водоснабжения г. Калининграда. 3)
Оценка состояния микросреды в помещениях гимназии № 32, исследования
содержания микроорганизмов в воздухе. Все
исследовательские работы проводятся самими учащимися под
руководством сотрудников РГУ с использованием современных методов,
позволяющих получить достоверные результаты. Работа
в направлении создания школьной системы психолого-педагогической
диагностики, коррекции и адаптации проводится совместно с областным
центром медпрофилактики.
Приоритетами работы считаются: -
тренинги с группами учащихся и педагогов по развитию коммуникативных
качеств и саногенного мышления; -
расширение работы волонтерского движения по борьбе с вредными
привычками; -
работа с родителями по разьяснению влияния психологического климата
в семье на развитие у подростков разного рода зависимостей.
Таким
образом, в гимназии № 32 осуществляется эколого-валеологическая
работа по следующим направлениям: 1) воспитательная и просветительская работа среди учащихся и их
родителей; 2) учебно-методическая работа по валеологическому и экологическому
воспитанию; 3) исследовательская работа учащихся по оценке состояния здоровья и
городской среды обитания; 4) методическая работа по внедрению здоровьесберегающих педагогических
технологий.
Модель системной комплексной работы
по сохранению и укреплению
здоровья в гимназии
Разработанная на основе
рекомендаций Центра образования и здоровья МО РФ Института
возрастной физиологии РАО модель системной комплексной работы по
сохранению и укреплению здоровья в гимназии
состоит из следующих блоков: I блок — здоровьесберегающая
инфраструктура гимназии . Блок включает:
II
блок — рациональная организация учебного процесса. Блок включает:
·
соблюдение гигиенических
норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной
нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
·
использование методов и
методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям
учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
·
введение любых инноваций в
учебный процесс только под контролем специалистов;
·
строгое соблюдение всех
требований к использованию технических
·
рациональная и
соответствующая требованиям организация уроков физической культуры
и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
·
индивидуализация обучения
(учет индивидуальных особенностей развития), работа по
индивидуальным программам в старших классах. Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки,
нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность
учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное
напряжение и утомление. III
блок — организация физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает:
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является
основой рациональной организации двигательного режима
школьников, способствует нормальному физическому развитию и
двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышает
адаптивные возможности организма, является важнейшим
средством сохранения и укрепления здоровья школьников. IV блок —
просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает:
Главное условие успешной реализации данного направления – системность и
обращение к профессиональным специалистам. Мы считаем
также нецелесообразным и даже вредным использование в
практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых
«нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное
оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты
и т.п
V
блок — организации системы просветительской и методической работы с
педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение
квалификации работников образовательного учреждения и повышение
уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.
Блок включает:
VI
блок — профилактики и динамического наблюдения за состоянием
здоровья. Блок включает:
·
использование
рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не
требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика
нарушений осанки, профилактика нарушений зрения ит.п.);
·
регулярный анализ и
обсуждение на педсоветах данных о состоянии
здоровья школьников, доступность сведений для каждого
педагога.
·
внесение данных углубленного
диспансерного обследования учащихся в
медицинские карты, находящиеся в школе.
·
регулярный анализ
результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их
обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса
(школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости,
проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
·
создание системы комплексной
педагогической, психологической и социальной помощи детям со
школьными проблемами;
·
привлечение медицинских
работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и
укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Рациональная организация
учебно-воспитательного процесса Для оценки соблюдения гигиенических норм и требований к организации и
объему; ной и внеучебной нагрузки обучающихся можно использовать
действующие СанПиНы, новое положение об общеобразовательном
учреждении, Приказ Министерства образов Российской Федерации от
06.03. 2001 № 834 «Об утверждении экспериментального учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Для строгого соблюдения всех требований к использованию технических
средств необходимо
использовать действующие СанПиН и СанПиН 2.4.2.782-99 (Требования к
организации режима учебных и внеучебных занятий); письмо
Минобразования России от 28.03.2002 №199/13 «Рекомендации об
использовании компьютеров в начальной школе».
Рациональная организация образовательного процесса — неотъемлемая
часть всей здоровьесберегающей деятельности образовательного
учреждения. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в
школе и дома оказывает негативное влияние i здоровье. Высокие
информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются
ведущими факторами невротизации обучающихся. Для обеспечения
нормальной деятельности центральной нервной системы, поддержания
высокой работоспособности, профилактики утомления и переутомления
школьников объем учебной нагрузки должен соответствовать возрастным
возможностям детей и подростков. Формирование школьного компонента и
составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя
из возможностей
педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и
суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической
кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены
(трудоемкости) каждого урока, соотношения количества уроков со
статическими и динамическими видами деятельности.
Успешность адаптации детей к школе, состояние их психического и
физического здоровья во многом определяются степенью функциональной
зрелости организма ребенка и стоянием его здоровья. Большое влияние
на здоровье школьников и процессы адаптации к ученой деятельности
оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса,
соответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических
нормативов и правил организации учебного процесса, обеспечивающих
профилактику учебных перегрузок и утомления и т.д. В начальных классах гимназии
большое внимание уделяется рациональной организации
учебно-воспитательной нагрузки
— вводится дополнительная двигательная нагрузка,
релаксационная 1,5-часовая пауза в середине учебного дня,
организуются еженедельные 1—2 релаксационных дня в неделю. Это даже
при достаточно высокой интенсивности учебного процесса не оказывает
отрицательного воздействия на организм учащихся. До настоящего времени недостаточно освещен вопрос о гигиенической
оценке технологий обучения и воспитания в соответствии с
индивидуальным здоровьесберегающим потенциалом организма. Обычно
обсуждается влияние той или иной методики обучения на здоровье
ребенка и предлагаемые методы коррекции. В гимназии № 32
разработана программа
«Здоровье», предусматривающая перестройку образовательного процесса
на основе широкого использования сохраняющих здоровье учащихся
информационных, личностно-ориентированных технологий,
индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания с учетом
региональных особенностей. Важнейшим направлением является
подготовка нормативно-правового, научно-методического и кадрового
обеспечения реализации программы, а также организация диагностики и
мониторинга личностного развития и состояния здоровья детей на всех
этапах образования, осуществление всесторонней профилактической и
коррекционно-реабилитационной работы с учащимися. Таким образом,
педагогический коллектив гимназии
считает необходимым найти такие способы организации
образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным
этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а
также способствовали устранению перегрузок учащихся. Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не
ограничивается представлением об укреплении лишь соматического
(телесного) здоровья школьников. Важное значение придается охране
психического здоровья детей и подростков. Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число
школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в
состоянии хронического утомления, являющегося основой для
поддержания организма в режиме хронического нервно-психического
истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические
ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на
детской психике в виде дидактогений или невротических нарушений.
Как следствие психологической дезадаптации, данные диагностических
обследований школьников фиксируют:
Создание благоприятного
психологического климата в учебном процессе, применение
личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий
разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов
учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка,
повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в
собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают
тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют
стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь,
улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к
воздействию
внешних
и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как
психического, так и соматического здоровья школьников. В образовательном процессе одной из наиболее значимых
здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты
считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и
способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального
дозирования и распределения учебной нагрузки, определения
соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня
сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и
т.д. В развитии этих направлений совершенствования учебно-образовательного
процесса работает педагогический коллектив МОУ гимназии № 32. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное
распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких
вариативных форм построения системы учебного процесса. Например,
используется блочно-модульная система, апробируются и внедряются
нетрадиционные методы проектов и мастерских, проблемное и
развивающее обучение, иммитационно-моделирующие игры и т.д. В
гимназии система обеспечения психолого-педагогической и
управленческой поддержки участников образовательного процесса
включает:
Большую часть времени учащиеся
проводит в школе,
и режим их жизни, в значительной степени, обусловлен школой. Это
заставляет сконцентрировать внимание на вопросах организации
медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей
в стенах гимназии. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и
факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти
знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих
людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе
образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды,
укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа
жизни (ЗОЖ). Влияние
факторов, определяющих уровень общественного здоровья,
распределяется следующим образом:
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека
является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем
существенно повысить потенциал здоровья. Принятая в гимназии программа эколого-валеологического воспитания
«Здоровье» призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего
школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной
для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в
соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими
возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей
чувства своей неразрывности с природой, ответственности за
собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам
здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных
отношений. Главным условием реализации программы «Здоровье» является следующее:
учебно-воспитательный процесс должен быть организован таким образом,
чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности
имел бы возможность управлять своим здоровьем. Для достижения этой цели
необходимо у всех учащихся и педагогов сформировать так называемое
саногенное мышление, т.е. мышление, способное управлять поведением
так, чтобы при этом сохранялось собственное здоровье и здоровье
окружающих. Профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в гимназии
— это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния
неблагоприятных внутришкольных факторов:
·
соблюдение действующих
СанПиНов,
·
регулярный мониторинг
внутришкольной среды,
·
оптимизация учебного
процесса. Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней
(близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения
гигиенических норм естественного и искусственного освещения,
соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим
параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется
корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку
и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.
Для коррекции осанки используются занятия лечебной физкультурой в
школе и дома, игры, способствующие улучшению осанки, Профилактика простудных заболеваний в
проводится, как правило, в осенне-весенний период и включает
витаминизацию, позволяющую повысить работоспособность, снизить риск
развития простудных заболеваний. Мы считаем, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде
всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, такими
как:
1.
строгим соблюдением
санитарно-гигиенических условий обучения,
2.
нормированием учебных
нагрузок,
3.
применять образовательные
технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка,
4.
организовать благоприятный
эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в
сохранении, укреплении и развитии здоровья. Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры
здорового образа жизни зависит как от насыщения образовательной
среды информацией в виде знания о здоровье человека, так и от
воспитательной работы, направленной на развитие познавательной
активности детей и подростков и формирование у них потребности и
умений в сохранении и развитии здоровья . В программу, направленную
на формирование здорового образа жизни, входят следующие
направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха,
оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное,
научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии
с концепцией адекватного питания; формирование правильных
представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и
меры профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и
бытового травматизма и правилам личной гигиены. Классные руководители и
валеолог проводят
«Уроки здоровья», в ходе которых обращается внимание на формирование
благоприятного психологического климата, как основы нравственного и
физического здоровья, на формирование потребностей в здоровом
образе жизни детей; на то, что они могут сделать для себя, чтобы
сформировать безопасный тип поведения. В ходе обучения школьников ЗОЖ многими преподавателями используются
активные формы: конференции, деловые игры, брифинги, дискуссии.
Однако эффективность валеологического образования с точки зрения
сознательно востребованных
знаний, на основе которых принимаются решения и
осуществляются действия саногенного характера, зависит от совместной
оздоровительной деятельности детей и взрослых: В
гимназии № 32 в системе воспитательной работы сложились определенные
традиции:
В системе воспитательной работы особое внимание уделяется проблеме
повышение уровня валеологической грамотности не только учащихся, но
и их родителей. С этой целью проводятся родительские лектории,
основная задача которых — это развитие потребности в здоровом
образе жизни. Одна из важнейших задач программы «Здоровье»
- создать
эффективную образовательную среду для социализации детей и
подростков в процессе эколого-информационного образования. Для этого
создан эколого-краеведческий клуб, валеологическая секция Научного
общества учащихся гимназии,
школьный центр «Здоровье».
Одним из вариантов модульной программы о правильном питании
стала программа «Разговор о правильном питании».
Программа направлена на формирование у детей представлений об
основах рационального питания как составной части здорового образа
жизни Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения,
алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется
нарастающим распространением этих явлений среди детского населения. Воспитательная работа по профилактике вредных привычек может быть
эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны
для школьников. В гимназии создана агитбригада, выступления которой
направлены на формирование устойчивого саногенного мышления,
организован клуб «Мир без наркотиков», где
совместно с родителями проводятся конкурсы лекций, рефератов,
рисунков, сочинений. На учительские и родительские семинары по
раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников
приглашаются наркологи, проводятся консультации детей и родителей. Таким образом, в гимназии
сформирована система
управления здоровьем,
разрабатывается концепция здорового образа жизни в условиях
гимназии, целью которой является содействие формированию устойчивой
мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической,
психической и нравственной деятельности в повседневной жизни детей и
подростков.
Валеологический анализ расписания учебных
предметов
среднего и старшего звена МОУ гимназии №
32
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и
недели – важный фактор профилактики утомления школьников,
способствующей повышению их работоспособности. Расписание учебных предметов
в МОУ гимназии № 32 строится с учетом дневной и недельной кривой
умственной работоспособности учащихся. Время начала занятий является оптимальным – 8.30. Занятия проводятся только в первую смену, что в наибольшей степени
соответствует суточной динамике работоспособности учащихся. Продолжительность занятий в среднем и старшем звене составляет 40 минут. Это позволяет понизить
утомление учащихся при освоении гимназической программы углубленного
изучения предметов. В расписании уроков для среднего и старшего звена основные предметы
проводятся на 2.3.4 уроках. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти
дни в школьное расписание включаются наиболее трудные предметы, или
средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем
в остальные дни недели. При составлении расписания использовались таблицы трудности предметов. Для поддержания недельной динамики работоспособности учащихся гимназии в
расписании занятий предусмотрен облегченный день, который
располагается в середине недели:
как правило, это четверг. Облегченный день создается как
путем уменьшения количества уроков, так и планированием на этот
уроков по изучению средних и легких предметов. В начале недели (понедельник) и в конце ее (суббота) – работоспособность
самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка наименьшая. Оптимизации распределения учебной нагрузки
способствует такие факторы, как использование современных
здоровьесохраняющих технологий в преподавании предметов повышенной
трудности, создание благоприятной психологической атмосферы,
повышающей мотивацию
учащихся, что снижает утомительное воздействие учебных занятий. Сдвоенные уроки по таким
трудным предметам как физика
и математика допускаются для
проведения лабораторных работ, физического практикума, при
использовании модульно-блочной технологии обучения. Это
уменьшает набор учебных предметов
и объем домашних заданий. Динамика учебной нагрузки учащихся в течение недели отражена
в виде графиков. Можно заметить незначительное повышение
суммарной учебной нагрузки в пятницу в 7 а и 7 б классах, чему
предшествует понижение нагрузки в середине недели, что позволяет
сбалансировать общую нагрузку в течение недели. Также отмечается повышение учебной нагрузки
в пятницу в 8 а филологическом классе, что связано с
особенностями программы углубленного профильного обучения. В конце
недели (суббота) нагрузка снижается, также низкий уровень нагрузки
предполагается в понедельник. Таким образом, снижается объем домашних заданий и снижается
«физиологическая стоимость» обучения.
Изучение и анализ учебной и
внеучебной нагрузки школьников
1-2 -х, 10-х классов Исследования, проведенные в начале учебного года (октябрь
Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 2 класса
составляет 37 минут ( в 1 классе домашние задания задаваться не
должны). Занятий
по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале Средняя
продолжительность учебных занятий у учащихся 10 класса составила
5,4 академических часа, выполнения домашних заданий — 2,6 часов, Однако
уже в начале учебного года выявлены классы, где занятия
продолжались и более астрономических часов (7-8 уроков), а на
выполнение домашних заданий тратилось более 3,5 часов, т.е. общая
продолжительность
Исследования, проведенные в конце учебного года (апрель—май До 90%
первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели. У
подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе — 4 урока (в При
этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5
часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим
нормативам.
В то же время у 10— 15%
учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков
плюс 1—1,5 часа дополнительных занятий Анализ
объема учебной домашней нагрузки учащихся начальных классов (время
приготовления домашних заданий) показал, что большая часть
школьников Это
может быть связано с нерациональной организацией самого учебного
процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, не Анализ учебной нагрузки у учащихся 10-х классов показал, что При
этом не исключаются дополнительные факультативные занятия (от 1 до
3 часов в неделю). Безусловно, у части учащихся 10-х классов
отмечается выраженная школьная перегрузка, которая усугубляется
значительной продолжительностью выполнения домашних заданий (от 2 до
4 и более часов). Особенности организации учебного процесса,
программы и методики обучения в этих классах требуют углубленного
изучения и анализа
Обеспечение качественным медицинским
обслуживанием в гимназии
Оздоровительная инфраструктура гимназии
Элементы инфраструктуры:
v
Медицинский кабинет
v
Спортивный зал
v
Школьный стадион
v
Танцевальный зал (кабинет
хореографии)
v
Зимний сад
v
Живой уголок
v
Школьный сад Медицинское обеспечение детей школьного возраста имеет в виду контроль
за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной
профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в
состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической
культуры. .
Виды деятельности медицинского
работника гимназии
Формы и методы здоровьесберегающих
технологий,
применяемых в учебно-воспитательной
работе
МОУ гимназии № 32
Результативность научно-методической
работы
по
внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
Физкультурно-оздоровительная работа в
гимназии Физкультурно-оздоровительная работа в
гимназии является приоритетной формой сохранения и укрепления
здоровья школьников. Физическое воспитание — залог того, что
ребенок вырастет всесторонне развитым человеком. Функциональные
возможности организма ребенка в большой степени связаны с
двигательной активностью, являющейся биологической потребностью
ребенка. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается
интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки
(соответственно увеличивается статический характер деятельности
школьников), увеличением
количества времени выполнения домашних заданий и т.д. Это приводит
к снижению уровня двигательной активности учащегося. Значительное
снижение двигательной активности приводит к задержке роста и
развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных
возможностей организма школьника, поэтому приоритетным методом
сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в гимназии
является рациональное использование разнообразных средств и
форм физического воспитания при оптимальной двигательной
активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим
нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в
зависимости от пола и возраста. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности
каждому школьнику, кроме уроков физической культуры нужен
определенный комплекс внеурочных занятий, и в ряде школ разработаны
различные физкультурно-оздоровительные программы, методики и
двигательные режимы, направленные на повышение двигательной
активности и улучшения состояния здоровья школьников. Создана программа по совершенствованию физического воспитания
школьников: «Пути повышения эффективности физического воспитания
школьников». В программе предусмотрено проведение внеклассных, дополнительных и
самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования,
игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному
образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность
детей в движении, реализуются различные режимы двигательной
активности школьников. Например,
ежедневную вводную гимнастику, физкультминутки на уроках,
подвижные игры и танцы на большой перемене, использованием
подвижных игр, задания для выравнивания диспропорций моторного
развития и т.д. Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий
являются спортивный час в группах продленного дня, гимнастика и
оздоровительная аэробика;
спортивные секции; ЛФК; проведение недель здоровья, прогулки
и походы в выходные дни; игры, конкурсы, соревнования и т.д. Для снятия статического
напряжения школьников во время учебных занятий проводятся
физкультминуты на уроках, динамические паузы (музыкальные,
танцевальные, игровые) и спортивные часы в расписании учебных
занятий. Довольно часто используется метод «динамических поз». В
учебный процесс включены «валеологические часы» в виде
оздоровительных игр, активно используются методы
физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях,
спортивные соревнования, Дни здоровья, выезды
на природу).
Движение – это здоровье. Здоровье прямо
пропорционально движению, закаливанию, умеренной еде и эмоциональной
устойчивости, и находится в обратной зависимости от лени и
пристрастия к вредным привычкам, к которым в полной мере можно
отнести малоподвижный образ жизни, особенно опасный в подростковый
период. Исследования свидетельствуют о том, что 82% дневного времени
большинство учащихся находятся в положения «сидя».
Для улучшения состояния и сохранения здоровья
учащихся с начала учебного года, после медицинского осмотра были
организованы занятия лечебной физкультурой в специальной мед.группе
для детей, страдающих сколиозом. Всего мы организовали пять
медицинских групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На уроках
систематически проводятся следующие упражнения:
ü
Для формирования правильной осанки;
ü
Для растягивания позвоночника;
ü
Для скручивания позвоночника;
ü
Для шеи, рук и позвоночника.
В начальной школе уделяется серьезное внимание
состоянию здоровья учащихся. В свободной игровой деятельности,
главным образом через подражание, осуществляется укрепление
здоровья, воспитание у детей мотивационных оснований гигиенического,
полового и нравственного поведения. На уроках систематически
проводятся:
ü
Упражнения для развития двигательных навыков и укреплению мышечного
корсета;
ü
Упражнения для формирования правильной осанки (упражнения с предметами
на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости и
другие);
ü
«Лекарство для укрепления пальчиков»;
ü
спазмоаккомадационные упражнения.
В начальной школе ведутся занятия ритмикой и, в
следствие этого, состояние опорно-двигательной системы у детей
несколько улучшилось. Само название этого вида двигательной
активности указывает на ритмический характер движений, а они
отражают естественную потребность ребенка. Под влияние ритмической
гимнастики у детей развивается внимание, бодрость духа,
жизнерадостность, находчивость. Ритмическая гимнастика развивает
естественную уверенность и непринужденность ребенка, оказывает
положительное влияние на осанку.
Организация рационального питания
Многие люди не считают питание, предметом серьезного исследования,
полагая, что рациональное питание зависит только от количества
продуктов. Эта наивность порождает массу нелепых предрассудков и
совершенно необоснованных, а зачастую и вредных привычек в питании,
приводящих к серьезным болезням. Исходя из вышесказанного, мы
убеждены, что вопросам питания, а для школьников в период их роста,
этот вопрос приобретает особую актуальность. Так как именно в это
время все физиологические процессы напряжены, закладываются основы
обмена веществ, которые остаются на всю жизнь.
В нашей школе имеется хорошо оборудованная школьная столовая. Для
учащихся начальных классов столы накрываются обслуживающим
персоналом. Время завтрака: 9.55-11.10, обеда: 11.40-15.40. В школе
горячими обедами обеспечиваются 160 человек из
малообеспеченных и неполных семей. Все желающие покушать получают
завтраки и обеды от раздатчиков столовой. Наблюдается
сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым
ингредиентам.
Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню и
соответствует энергозатратам детей. Например:
ОБЕД 9.02.2005 г.
В столовой в постоянной продаже
свежие кондитерские и булочные изделия, овощные салаты,
фрукты.
Столовая обеспечена санитарно-гигиенической безопасностью
питания: мытье рук с мылом теплой водой, электросушилки, питье
охлажденной кипяченой воды из индивидуальной посуды, наличие
салфеток на столах.
Обработка посуды производится обезоруживающим средством
«Супержавелли», моющими средствами «Людвиг». Санитарные требования к
состоянию пищеблока соблюдаются: обработка кухонного инвентаря
производится своевременно содой, кипячение в конце дня ветоши.
Продукты питания хранятся раздельно (мясо, рыба, молочные продукты и
т.д.). Продукты питания завозятся поставщиками на основании
договоров с Мэрией.
Характеристика питания учащихся
гимназии (по результатам исследования) Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не
только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка.
Хорошо известно, что любая,
особенно белковая и витаминная недостаточность питания,
способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее
тяжелых случаях даже привести к серьезным и излечимым впоследствии
недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани, в
частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию
слабоумия на фоне низкорослости и мышечной дистрофии Нехватка витаминов также с
способна существенно ухудшить психофизическое состояние
развивающегося организма. Вот почему
мы предприняли исследование структуры и регулярности питания
школьников. Инструментом
исследования послужили специально разработанные анкеты, которые
содержали вопросы об условиях и образе жизни учащихся, в том числе —
блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы
этого блока поставлены так, чтобы мо было оценить привычный,
типичный стиль питания ребенка в семье. . В
обследовании, которое проводилось апреле-мае В
первую очередь нас интересовала структура питания.
Соответствующие результаты
приведены в таблице.
Структура питания школьников (%)
Как видно из данных таблицы, абсолютное большинство (не менее 75 %)
школьников получают
ежедневно полноценный животный белок, служащий необходимым
«строительным материалом» для детского организма, благодаря которому
возможен рост и витие нервной, мышечной и других важнейших тканей.
Молочные продукты и яйца в
основном способны удовлетворить потребность растущего
организма в аминокислотах
в том числе — незаменимых, без которых нормальное развитие
человека невозможно. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащих
ценным источником углеводов (основной энергетический субстрат), а
также витаминов и микроэлементов. С другой стороны, ежедневное
потребление фруктов и соков — наиболее богатой витаминами пищевой
продукции — нельзя считать достаточным: только 30 % школьников имеют
возможность получать эти продукты каждый день. Анализ данных этой таблицы показывает, что около 80 % детей получают
достаточно сбалансированный по структуре рацион питания. Следует заметить, что чаще всего те дети, которые недополучают животный
белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной
пищи. Обычно это сочетается с низким уровнем благосостояния семьи. Для
того чтобы интегрально оценить полноценность питания учащихся, мы
разработали специальный алгоритм, который позволил рассчитать для
каждого ученика условный «индекс полноценности». Этот показатель
учитывает все компоненты рациона: животные и растительные белки и
жиры, микроэлементы, витамины и т.п. Такой прием позволил
сопоставить уровень полноценности питания учащихся 1 -10 классов,
выделив при этом две зоны: относительного благополучия и риска. Как
видно из результатов, приведенных в таблице, существенных различий
между учащимися 1 - 10
классов по этому показателю мы не обнаружили: в обеих возрастных
группах «зона риска» охватывает чуть менее 20 % обследованных
школьников, тогда как «зона относительного благополучия» включает
примерно 80 % детей. Другой важный аспект качества и структуры питания — его регулярность.
Человек биологически приспособлен питаться дробно, порциями
несколько раз в день. В этом — существенное отличие человека от его
ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян,
которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и
вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени
бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым
достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже — ее высокая
калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией,
достаточной для жизнедеятельности. Человек — существо всеядное,
питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо
и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами,
содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По
этой причине пищеварительная система человека устроена так, что
оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в
течение дня.
Регулярность питания
школьников (%)
Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, разумеется, каждому
школьнику. Тем не менее, как показывают наши исследования, около 4
% первоклассников и довольно большое количество десятиклассников
питаются 1—2 раза в день. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько
большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценности.
Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда
следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации
рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности.
В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и
просветительская работа. По режиму питания мы не видим существенных различий между мальчиками и
девочками одного возраста, тогда как первоклассники и
десятиклассники друг от друга несколько различаются, хотя и не
принципиально. Так, десятиклассников, питающихся 1 раз в день, уже
гораздо меньше, чем первоклассников, тогда как 2 раза в день —
заметно больше. Среди первоклассников примерно равные количества
тех, кто питается 3 раза в день, чаще 3-х раз и «когда захочет».
Среди десятиклассников это распределение иное: количество
питающихся 3 раза в день практически такое же, как и среди
первоклассников (видимо, эта цифра отражает долю семей, в которых
питание поставлено на строго регулярной основе); значительно
снижено число тех, кто регулярно питается чаще 3-х раз, но зато
около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят. Эта
«свобода» режима питания, с одной стороны, свидетельствует о том,
что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; а с
другой — это может говорить о хаотичности, бессистемности режима
питания, что обычно негативно сказывается на работе
желудочно-кишечного тракта. Известно (и наши данные, полученные в
ходе мониторинга, полностью это подтверждают), что заболевания
органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30—40
%) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы.
Нерегулярность и нарушения режима питания — одна из возможных причин
такого положения. В этом отношении важным фактором является организация питания в условиях
школы. Следует отметить, что значительная часть школьников утром не
завтракает, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у
девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более
распространенным явлением. Это — плохой признак, свидетельствующий
о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа
пищевого поведения.
Программа валеологической деятельности:
«Культура питания» Цели программы:
формирование у
всех участников образовательного процесса
- учащихся, их родителей,
учителей -
культуры питания,
основанной на современных научных представлениях о здоровом питании,
способствующем сохранению здоровья
и обеспечивающем высокую умственную и физическую
работоспособность. Задачи программы:
- формирование
современных научных представлений о здоровом питании и влиянии
факторов питания на здоровье; - формирование
умений и навыков определять суточную потребность в здоровом питании,
соблюдать режим питания, определять набор продуктов питания,
необходимый школьнику в данном возрасте; - формирование
санитарно-гигиенических норм поведения, предупреждающих
заболевания органов пищеварительной системы; -формирование
активной жизненной позиции по
отношению к своему здоровью, а также к здоровью окружающих;
-формирование навыков
активной пропаганды здорового питания как способа сохранения
здоровья. Направления работы: Просветительское направление - проведение
классных часов по темам
« Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания»,
«Правила гигиены питания»,
«Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства
продуктов питания»; - проведение
тематических родительских собраний по здоровому питанию школьника в
гимназии и в семье. Диагностическое направление - исследование
питания школьников методом опроса и анкетирования. Консультационное направление - консультации
по вопросам питания с валеологом и медицинским работником гимназии;
План работы по программе
|
Анализ расписания 5-9 классов Здоровое питание Анкета «Интересы и досуг». 3 класс 30.04.2003г Анкета по адаптации учащихся в школе (3 класс). Валеологическая концепция МОУ гимназии № 32 |
НАПРАЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ СПОРТИВНОЕ ТРУДОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ |